Авторы |
Михнева Светлана Георгиевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и мировой экономики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), econm@pnzgu.ru
Малышева Екатерина Владимировна, аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), malyshevaev2388@gmail.com
|
Аннотация |
Актуальность и цели исследования. Активное вовлечение России в международный бизнес, разрастание сети контактов среди российских предпринимателей с партнерами из различных государств обусловило необходимость изучения такого понятия как предпринимательская культура. Цель работы – проанализировать понятие предпринимательской культуры.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа научных трудов зарубежных и отечественных исследователей, которые, в основном, носят рекомендательный характер и имеют практическую направленность. Методологическую основу исследования составляет системно-институциональный подход, который позволяет представить культуру как единство институциональной и экономической целостности.
Результаты. Рассмотрено понятие предпринимательской культуры в системе социально-экономических и институциональных отношений в рамках антропологического и аксиологического подходов, выявлена социально-институциональная природа культуры и прослежены системно-эволюционные взаимосвязи между сущностным содержанием понятий: культура, экономическая культура и предпринимательская культура как продукты трудовой деятельности и ценностные предпосылки.
Выводы. Изучение сущности предпринимательской культуры с точки зрения антропологического подхода позволяет выявить ее экономическую природу и выделить такие свойства предпринимательской культуры, как приобретаемый характер и культурная гомогенность, а аксиоло- гический подход позволяет подчеркнуть ее институциональную природу и выделить, в свою очередь, такие свойства, как наследуемый характер и культурная гетерогенность.
|
Ключевые слова
|
культура, антропологический подход, аксиологический подход, системный подход, институциональный подход, экономическая культура, предпринимательская культура.
|
Список литературы |
1. Друкер, П. Ф. Бизнес и инновации / П. Ф. Друкер ; пер. с англ. канд. полит. наук К. С. Головинского. – М. : Вильямс, 2007. – 423 с.
2. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер ; пер. с нем. В. С. Автономова. – М. : Прогресс, 1982. – 401 с.
3. Льюис, Р. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Р. Льюис ; пер с англ. – 2-е изд. – М. : Дело, 2001. – 439 с.
4. Алексий, П. В. Предпринимательство: социально-экономическое управление : учеб. пособие для вузов / П. В. Алексий, Н. В. Радионова, О. О. Читанова ; под ред. Н. В. Родионовой, О. О. Читанавы. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 383 с.
5. Плескевич, Н. Деловая культура современного российского общества / Н. Плескевич // Общество и реформы. – 1993. – № 3. – С. 26
6. Орлов, В. Б. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия / В. Б. Орлов, О. Г. Мизерова, Е. В. Орлова // Вестник Югорского государственного университета. – 2009.–№4(15).–С.19.
7. Райзберг, Б. А. Основы экономики и предпринимательства / Б. А. Райзберг – М. : Просвещение, 1995. – 206 с.
8. Лапуста, М. Г. Предпринимательство : учебник / М. Г. Лапуста [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА, 2003. – 534 с.
9. Теория управления: социально-технологический подход : энцикл. словарь / под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Муниципальный мир, 2004. – 672 с.
10. Лебедева, Н. М. Культура как фактор общественного прогресса / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. – М. : ЗАО «Юстицинформ», 2009. – 408 с.
11. Новейший словарь иностранных слов и выражений / отв. ред. В. В. Адамчик. – Минск : Современный литератор, 2007. – 453 с.
12. Тульчинский, Г. Л. Культура как ресурс и барьер инновационного развития / Г. Л. Тульчинский // Инновации. – 2012. – №5 (163) – C. 76.
13. Иванова, Т. Ю. Теория организации / Т. Ю. Иванова, В. И. Приходько – СПб. : Питер, 2004. – 272 с.
14. Фокина, В. Н. Инновационная культура преподавателей вуза: теоретическая модель социологического исследования / В. Н. Фокина // Инновации. – 2002. – № 2–3 (49–50). – С. 89.
15. Мраморнова, О. В. Формирование российской институциональной модели социально-трудовых отношений [Текст]: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / Мраморнова О. В. – Краснодар, 2010. – 406 с.
|